+7 (495) 795-67-82
- Бизнес-план для сети аптек

Бизнес-план для сети аптек

Аптечный бизнес в Москве конкурентен, непрост и требует от владельца бизнесом крупных материальных вложений и волевых усилий. Тем не менее, эта ниша все еще актуальна для инвесторов, а в городах появляются новые локации, районы, жилищные комплексы, требующие освоения. В ближайшие годы в стране прогнозируется повышение спроса на эффективные и доступные лекарства ввиду общего старения населения.

Перед началом работы над этим бизнесом необходимо четко обрисовать концепцию, задачи, планы, финансовые расходы по всем статьям от аренды помещения аптеки и закупки витрин до расходов на безопасность, автоматизацию, услуги связи, получение лицензии и другие аспекты.

Справиться с этим позволяет бизнес-план для аптеки, который не только помогает обосновать целесообразность проекта в Москве перед инвесторами и банками, но и помогает разложить все вопросы по бизнесу по полочкам перед самим собой. Без проработки деталей и разработки планов невозможно обеспечить высокую рентабельность предприятия и грамотно управлять бизнесом.

Для чего нужна разработка планов:

  • привлечение бизнесом инвестиционных и кредитных средств;
  • оценка эффективности планируемой деятельности;
  • оценка эффективности от внедрения нововведений;
  • полной концепции бизнеса на несколько лет вперед.

Наличие плана помогает бизнесу не только стартовать на начальном этапе, но и продвигать аптеку в будущем достигая краткосрочных, промежуточных и долгосрочных целей.

Возможные среднесрочные цели, предусматриваемые планом аптек:

  • повышение удовлетворенности клиентов качеством предлагаемой продукции;
  • достижение высокого уровня лояльности клиентов;
  • повышение объема продаж через мотивацию персонала, введение в торговый ассортимент новой продукции, расширение клиенткой базы.

Начиная формировать и планировать будущую аптеку в Москве, необходимо задаться точной целью – это будет аптека, аптечный пункт, мини-маркет с расширением до сети или киоск. При выборе направления необходимо помнить, что отпуск лекарств по рецептам согласно лицензионным условиям допустим только в аптеках и аптечных пунктах.

Заказать бесплатную консультацию Образец бизнес-плана аптеки

Выбор территориального расположения

Для любого бизнеса выбор места играет основополагающее значение. При подборе помещения под аптеку необходимо отталкиваться от близости других аптек (их концепции и количества), от социального заказа (новый микрорайон без инфраструктуры, район без аптек шаговой доступности) или расположения рядом с точкой высокопроходимых мест.

На какие места стоит обращать внимание, строя планы:

  • близкое расположение к станциям метро, остановкам общественного транспорта;
  • точки в торговых центрах и магазинах;
  • спальные районы (нужно быть готовым к низкому уровню продаж);
  • помещения, соответствующие требованиям СЭС, ПС, МЧС и других контролирующих органов.

Оборудования для аптеки

В целях составления бизнес-плана стоит оценка необходимых инвестиций для ее открытия и сроков окупаемости получившейся точки. Одной из весомых трат бюджета в плане является торговое оборудование для аптек, которое может быть изготовлено на заказ (приветствуется) или куплено в готовом виде.

Почему рекомендуется заказать мебель под выбранное помещение:

  • соответствие нормам эргономики;
  • соответствие правилам эффективного мерчендайзинга;
  • наличие собственного стиля;
  • помощь для покупателя в поиске необходимых товаров.

Набор оборудования, указываемого в плане, зависит от площади помещения и формы организации аптеки (киоск, мини-маркет, пункт и т.д.). На этапе выбора и составления плана можно рассмотреть следующие варианты из списка необходимого аптекам оборудования:

  • аптечный шкаф с ящиками для медикаментов;
  • стеклянная витрина;
  • островной стеллаж;
  • островная пирамида;
  • шкаф «накопитель»;
  • матабоксы;
  • холодильное оборудование.

Подбор персонала

Успешность аптекам приносит персонал, профессионализм и работы с продажами которого делают прибыль владельца. Сотрудники должны быть ориентированы на хороший сервис и высокие продажи, важно создать лояльную команду, которая основана на доверии, инициативе, ответственности, энергии, справедливости. Все действия по достижению этого результата бизнесом также должны отражаться в плане.

При подборе фармацевта необходимо ориентироваться на наличие опыта работы за первым столом от 3-х лет, знание фармацевтического порядка, стрессоустойчивость, коммуникабельность, владение компьютером. Для подбора заведующего аптекой нужно уделить внимание наличию опыта управления и работы с ассортиментом в 6000 позиций и более.

При найме фармацевтов на работу можно опираться на следующие принципы:

  • тщательный отбор;
  • подбор хотя бы одного опытного сотрудника, который сможет обучить остальных (система наставничества);
  • доступность руководства, максимальная открытость во взаимоотношениях;
  • разделение труда и ответственности между управленческим персоналом и сотрудниками аптеки;
  • рабочая система поощрения сотрудников.

Мотивация сотрудников должна быть материальной и нематериальной. В плане указываются оба пункта с проработкой всех применяемых решений.

В качестве материальной мотивации аптека может предоставить:

  1. бонусы
  2. процент от прибыли;
  3. процент от индивидуальной валовой прибыли, чтобы заинтересовать в продаже высокомаржинальных позиций;
  4. коэффициент заведующего аптекой в случае успешной работы подчиненных;
  5. мотивация заведующего на дельту чистой прибыли;
  6. введение коэффициента товарного запаса.

В качестве нематериальной мотивации можно выделить:

  • ценные подарки;
  • грамоты, награждения.

Для подбора персонала можно использовать классические специализированные площадки, личные связи и другие источники. Необходимо уделить внимание процессу обучения на рабочем месте и затратам, которые они могут принести бизнесу.

Реклама и PR

Сборка рекламной кампании напрямую зависит от типа бизнеса, локализации помещения, поставленных задач. Реклама на телевидении и радио подходит для сетей и крупных точек, в то время как в местечковые аптеки лучше привлекать целевую аудиторию через раздачу буклетов и визиток, акции, наружную рекламу, работу промоутеров, размещение в каталогах и рекламных справочниках.

При выборе медийных средств в усредненном варианте бизнесу можно отталкиваться от следующих показателей:

  • 40% - наружная реклама;
  • 40% - пресса и полиграфия;
  • 10% - радиореклама;
  • 6% - телереклама.

Последний пункт используется в комплексе в период крупномасштабных акций или не используется вообще при отсутствии достаточных средств.

Планы продвижения напрямую зависят от поставленных целей, которые могут быть стратегическими (увеличение числа покупателей, увеличение среднего чека), специфическими (обход конкурентов, продажа высокомаржинальных позиций) и разовыми (извлечение выгоды из ежегодных событий).

Что могут представлять собой планы продвижения товаров:

  • определение цели;
  • определение перечня товаров, участвующих в продвижении;
  • подготовка необходимой информации;
  • определение уровня интенсивности продвижения;
  • определение сроков;
  • выбор способов распространения рекламы;
  • разработка общего бюджета.

Для продвижения можно использовать собственную рекламную активность и активность со стороны поставщиков. Бизнес-план аптеки в обязательном порядке должен учитывать расходы на продвижение, особенно в первые полгода существования бизнеса.

Оценка рисков

При составлении планов оценка рисков занимает важное место и имеет основное значение для банков и инвесторов, в задачах которых стоит сохранить и преумножить свои средства. Создавая аптеку, необходимо разобрать все возможные проблемы, которые могут возникнуть и нанести ущерб бизнесу:

  1. недобросовестное отношение к работе, грубость с клиентами;
  2. недосдачи;
  3. риск конфликтов с поставщиками с потерей делового партнера;
  4. риск поставки некачественного или поддельного товара, который может повлечь приостановку лицензии и наложение штрафа;
  5. ошибки в ценообразовании;
  6. снижение товарооборота из-за высокой конкуренции.

С правиться с этими проблемами помогают следующие решения:

  • тренинги и обучение персонала;
  • курирование молодых сотрудников более опытными;
  • правильное введение сотрудников на должность;
  • внедрение системы мотиваций;
  • контроль за оборачиваемостью товарного запаса для сокращения товарного остатка;
  • постоянный личный контакт со старшими менеджерами поставщиков, ориентация на нескольких поставщиков одного товара;
  • использование автоматизированных программ, проверяющих наценки, контроль наценок заведующими аптек;
  • постоянный сбор информации о ценах конкурентов, поиск поставщиков с низкими ценами, ведение переговоров по поводу ценовых скидок.

Риски и способы их предотвращения могут отличаться в зависимости от специфики конкретного объекта, бизнес-план аптеки позволяет получить экспертное мнение и полную выкладку по каждому пункту. При заказе плана в специализированной фирме, вы получите полный анализ рисков от профессионала в соответствии с вашими входящими данными.

Финансовый прогноз

Финансовой прогноз содержит баланс предприятия, прогноз прибылей и убытков, расчеты по окупаемости, прибыли и рентабельности, а также расчеты о движении денежных средств и достижении точки безубыточности, и все они должны содержаться в плане. Данные вводятся в специальные программы или шаблон в excel, в результате чего получаются расчеты. Финансовый прогноз можно составляться на год или более (до 5 лет). Работа с планом в будущем позволит не отойти от поставленных целей и сверять результаты с заявленными ожиданиями.

Выводы

Прежде чем открыть аптеку, необходимо составить четкий план, который покажет банку, инвесторам и прежде всего будущему владельцу бизнеса, какой результат можно получить при намеченных задачах, сколько денег потребуется и решения для каких рисков нужно найти. Образец бизнес-плана поможет примерно представить, на какие моменты стоит обратить внимание, какие данные подготовить и проанализировать, прежде чем заказывать планы в нашей компании. Скачать бизнес-план можно по ссылке ниже.

Цена: от 99 000 р.

Узнайте стоимость Вашего бизнес-плана