+7 (495) 795-67-82
- Транспортная модель

Транспортная модель

Транспортной  моделью обычно называют программное средство, математически и графически отображающее транспортную ситуацию на дороге или транспортной сети (объекте) и обладающее высокой точностью для реализации задач различного профиля, связанных с составлением прогнозов и оптимизацией транспортных и пассажирских потоков. Наличие такой модели позволяет планировать транспортную систему объекта, контролируя вносимые изменения и отслеживая их влияние на движение в целом.

Существует несколько ведущих российских программных комплексов, среди которых секционная, сетевая макро-моделирующая и гравитационная модели. При этом гравитационная – единственная модель, прошедшая утверждение в установленном порядке и рекомендованная Министерством транспорта к применению на территории РФ, программный комплекс которой обеспечивает автоматизацию расчетов в соответствии с «Руководством по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах», утвержденным распоряжением Минтранса РФ от 19.06.2003 года № ОС-555.

Наиболее известными иностранными транспортными моделями являются «Сатурн» английской компании «Стир Дэвис Глив», «Визум», «Транскад» и «Емми-2».

На начальном этапе формирования транспортной модели сети проекта, создается транспортный граф, состоящий из узлов (развязки) и соединяющих их дуг (дороги). После внесения всей транспортной сети, правил движения и характеристик участков в программу включается информация об общественном транспорте. Затем производится районирование территории для дальнейшей систематизации информации о перемещениях граждан. Осуществляется сбор статистических данных для выявления наиболее загруженных участков дорог, мест наибольшего притяжения транспортных потоков.

Важным элементом статистики становится информация, получаемая из социологических опросов населения. Гражданам задается ряд вопросов об их перемещениях, частоте и направленности. На основании полученных данных формируются слои спроса (возможных перемещений), от числа которых зависит точность создаваемой модели.

Следующий этап – это процесс поиска баланса, при котором транспортное предложение будет удовлетворять транспортный спрос, при соблюдении принципа стремления любого транспортного средства к сокращению времени и стоимости перемещений. После этого производится расчет средней скорости потоков, количества транспортных средств в каждом районе, а также выявляются места наиболее вероятного появления заторов.

Завершающим этапом разработки транспортной модели является ее поверка, осуществляемая посредством сравнения существующих транспортных потоков и значений, полученных при моделировании. При обнаружении весомых различий в значениях производится поиск и устранение ошибок, также проверяется эффективность выполненной поверки. В случае получения неудовлетворительного результата, происходит откат к этапу моделирования спроса и предложения. Подобный возврат выполняется вплоть до минимизации погрешности измерений.

Выработанная транспортная модель может быть применена при стратегическом планировании дальнейшего развития и улучшения качества транспортной системы города, создании/реконструкции отдельных элементов транспортной инфраструктуры в городе и за его пределами. Современные транспортные модели позволяют моделировать как пассажиропотоки внутри помещений/объектов, например, аэропортов и вокзалов, городских районов, так и транспортные потоки различных видов транспорта (железная дорога, трамвай, монорельс, автобус, автотранспорт, метро).

 

Другие статьи
Финансовое прогнозирование
Прогнозирование в финансовой модели
Подробнее
Технология опроса в маркетинговом исследовании
Как составить опрос и получить точную информацию в результате исследования
Подробнее